Север

04 / 11 – 01 / 12
15-й (сдвоенный) номер журнала «Проект Балтия» посвящен северной региональной идентичности. Идея выпуска существовала давно, сосредоточиться же на нордическом начале в архитектуре именно сейчас редакцию побудила тема предстоящей III Московской биеннале архитектуры — «Идентичности». В рамках биеннале «Проект Балтия» готовит выставку «NORDIC ID. Современная архитектура северных стран», которую курируют пять архитекторов и критиков из Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Эстонии. Новый номер журнала анонсирует проект NORDIC ID, однако его содержание и концепция не имеют к выставке прямого отношения.

Одним из основных смысловых течений выпуска стало взаимное перетекание между собственно северной и балтийской региональными идентичностями. Часть представляемых здесь проектов делалась для нашего региона архитекторами из Швеции (Tovatt) и Дании (BIG, Entasis), часть — местными авторами, но с оглядкой на северные образцы (Arches, PLUSS).

Другой, более явной линией в журнале подчеркнуто различие в тех языках, на которых современные архитекторы говорят о северной идентичности. Теоретическим основанием для подобного деления служит статья Александра Раппапорта «Стиль и субстанция, символ и знак». Первый тематический раздел журнала посвящен поиску архитектурного языка, опирающегося на домодернистскую эстетику. Здесь вы найдете интервью с архитектором Михаилом Мамошиным из Петербурга — лидером направления, определяемого им самим как «нордизм» и стремящегося возродить традиции северного (иначе: балтийского) модерна в новом историческом контексте. Здесь же представлены постройки финских и эстонских архитекторов: церковь в Куоккале (Lassila and Hirvilammi) и частный дом на острове Муху (Михкель Тююр), демонстрирующие фактическое существование сходных тенденций в других частях региона.

Большая же часть представляемых проектов принадлежит, конечно, другой стилевой традиции — модернистской, рассматриваемой во втором разделе. Важность этого направления для финского и, шире, северного архитектурного самосознания подчеркивает статья финского историка архитектуры Тимо Кейнянена «От национального к глобальному». Выявлению одной из форм существования северной идентичности внутри глобальной модернистской парадигмы (через типологию финской сауны) посвящено эссе петербуржца Алексея Левчука. В разделе представлены также архитектурные проекты и реализованные объекты, отражающие влияние северного модернизма на различные локальности: Литву, Латвию и петербургский контекст.

Наконец, отдельный блок посвящен проекту «Восемь восьмерок». Его кураторы Барт Голдхоорн и Владимир Фролов попросили семь архитектурных студий разных стран Балтийского региона «привязать» к контексту своего города 8 House — «образцовое» жилое здание, возведенное по проекту датского бюро BIG в Копенгагене в 2010 году. В итоге возникло представление о будущем региональной идентичности как еще более условной модели «кастомизированного модернизма». Провокативность проекта, существующего также в виде передвижной выставки, которая при поддержке Датского института культуры путешествует по городам Балтии, — вызывает множество споров об архитектуре и идентичности как таковой.

Рубрика «Дискуссия», отталкиваясь от того факта, что Хельсинки в этом году объявлен мировой столицей дизайна, собирает в себе тексты, подвергающие анализу и критике сам популярный феномен временной «культурной или дизайн-столицы», основываясь на опыте Хельсинки, Таллина и Петербурга.

«Лаборатория дизайна» на этот раз не только представляет традиционные пять объектов архитектуры малого масштаба из пяти стран нашего региона, но и освещает усиливающееся влияние скандинавского дизайна на современный петербургский интерьер.
6 События
25 Cевер
26 Практичность, подлинность. Архитекторы региона о северной идентичности
30 Дмитрий Голынко-Вольфсон. В чем секреты северной идентичности?
34 Александр Раппапорт. Стиль и субстанция, символ и знак
37 RWD
38 ru. Северный лик Петербурга. Интервью с историком архитектуры Борисом Кириковым
40 ru. Михаил Мамошин. Петербургский нордизм
42 fi. Lassila Hirvilammi. Церковь в Куоккале, Ювяскюля
48 ee. Михкель Тююр. Летний дом, остров Муху
51 FWD
52 fi. Тимо Кейнянен. От национального к глобальному
56 lt. Arches. Рекреационный комплекс «Накцижибис», регион Дайнавы
61 lv. Entasis. Дом собраний прихода Торнякалнс, Рига
66 fi. Алексей Левчук. Идентичность через подвиг
69 ee. PLUSS. Полуавтономная сауна, остров в Эстонии
72 ru. Tovatt Architects & Planners. Проект жилого района Славянка, Санкт-Петербург
75 ru. Владимир Линов. Шведская Славянка: трудности перевода
76 ru. Эффективная архитектура. Интервью с Юккой Тикканеном и Евгением Богдановым
79 ru. Илья Филимонов, Дмитрий Потаралов. Проект «Мгновения вечности»
81 FFWD
82 Владимир Фролов. Восемь восьмерок. Тираж ограничен
87 Локальные версии 8 House: BIG (Копенгаген), ALA (Хельсинки), Виллем Томисте / Stuudio Tallinn (Таллин), «Студия 44» (Санкт-Петербург), MADE (Рига), WINGARDHS (Гётеборг), ANDRE BALDI (Клайпеда), Mackow (Вроцлав)
95 Дискуссия
96 Рори Уинстон. Капитальная идея
98 Дизайн-терапия. Интервью с Марттой Лоуекари, продюсером «Мировой столицы дизайна — Хельсинки-2012»
101 Грегор Таул. Менеджмент свободы. Таллин: культурная столица Европы — 2011
103 Станислав Савицкий. Столица нелепицы
105 Лаборатория дизайна
106 ee. KAMP. Летняя кухня в деревне Педазе, Северная Эстония
110 fi. LINJA. Школа «Каннисто», Вантаа
114 lv. MARK. Частный дом, Саулкрасты
118 ru. Antonio Citterio Patricia Viel and Partners. Интерьеры отеля W, Санкт-Петербург
122 lt. G. Natkevicius ir partneriai. Летняя резиденция, Бирштонас
126 ru. Дина Григорьева, Владимир Фролов. Наивно. Супер. Перспективы скандинавского
129 Технология и дизайн
142 Каталог