Вышедший в ноябре 17-й номер журнала «Проект Балтия» обращается к одной из наиболее злободневных тем сегодняшнего городского развития — движению. Открывает выпуск интервью с ведущим мировым экспертом по вопросам транспорта в урбанистической среде Вуканом Вучиком, профессором Пенсильванского университета. Выступая за усиление роли общественного транспорта, введение платных парковок и продуманность размещения многоэтажных жилых зданий — генераторов пробок, г-н Вучик тем самым требует в центр дискуссий о проблематике транспорта вернуть человека, на месте которого сегодня оказался автомобиль. Редакция развивает позицию эксперта, подбирая в Балтийском регионе случаи, иллюстрирующие возможность успешного решения подобной задачи на разных уровнях: от системных транспортных проектов, таких как новая линия метро или же велосипедный маршрут в Хельсинки, до единичных объектов, создающих комфортную среду исключительно для пешехода. К последним могут относиться самые разные структуры — вплоть до торговых центров. Одним из залогов успеха оказывается вывод транспорта с обычного пешеходного уровня под землю (как это сделано в случае мультифункционального центра «Камппи» в столице Финляндии) или, наоборот, выше уровня первого этажа (как остроумно действуют петербургские архитекторы «Витрувий и сыновья», размещая паркинг торгового комплекса на крыше сооружения). Внимание на страницах журнала уделено и объектам, придуманным единственно для пешеходов. Подобные объекты способны сделать самый естественный способ передвижения человека особенным опытом, возвращающим нам понимание перемещения как путешествия, полного визуальных и физических впечатлений. Так может быть решено уличное пространство (пешеходный маршрут в Зарасае (Литва)) или внутренняя среда крупного сооружения (Морской музей в Таллине). Во многих случаях эффективность проекта обусловлена включением архитектурной составляющей в, казалось бы, чисто инженерный и инфраструктурный контекст. Именно архитектура оказывается способной придать утилитарному сооружению городской масштаб и вписать его в существующий контекст, как это происходит с Ушаковской развязкой в Петербурге, и с годами такой подход только доказывает свою действенность. В то же время именно архитектура объектов, связанных с движением человека, оказывается под сильнейшим негативным воздействием не только самого транспорта (пробки, перегруженность общественного транспорта, блокирующая восприятие окружающего пространства), но и коммерции. Как формулирует эту опасность в интервью нашему журналу финский архитектор Пекка Хелин: «Кажется, что бы ты ни спроектировал, какой бы поэзией ни насытил свою архитектуру, торговля покроет ее всю, как слизистые водоросли обволакивают камни».
Рубрика «Дискуссия» откликается на тему ремесленности в архитектуре, затронутую 12-м Международным симпозиумом имени Алвара Аалто в Ювяскюля. Корреспондент «Проекта Балтия» Ильва Фрид беседует с одним из руководителей норвежского бюро Snohetta Хьетилем Торсеном о том, в каких аспектах современная архитектура может быть охарактеризована как ремесло.
Новый раздел «Конкурсы» освещает три мероприятия, прошедшие в Санкт-Петербурге: смотр-конкурс «Архитектон», организованный местным Союзом архитекторов; конкурс на концепцию участка по Херсонской улице в Петербурге, организованный «Проектом Балтия» и компанией O2 Development; и Green Awards, прошедший в рамках выставки ProEstate.
Рубрика «Лаборатория дизайна» традиционно представляет пять реализованных архитектурных проектов малого масштаба в нашем регионе.
6 События
25 Движение
26 К городу социального оптимума. Интервью с Вуканом Вучиком. Пути транспорта.
30 Комментарии участников конференции «Архитектура и движение: город, транспорт, среда»
33 Системы
34 fi. Пану Лехтовуори. Транспорт, городская экономика и качество урбанистического пространства в Хельсинки
38 fi. Вестернизация Хельсинки. Проекты станций новой, западной ветки метрополитена «Лянсиметро»
43 fi. Елизавета Паркконен. Бесцветный коридор. «Баана» — пешеходно-велосипедный маршрут в Хельсинки
46 ru. Михаил Петрович. Градостроительный подход к созданию транспортных систем городов, удобных для жизни
48 ru. Юлия Ильченко, Анастасия Семенова, Ольга Ветошева. Проект 3_ways
52 ee. Перемещение частных пространств. Интервью с Тоомасом Паавером
55 Объекты
56 fi. Мерцание центра. Интервью с Пеккой Хелином
61 lv. Arhitekta U. Pilena birojs. Автобусный вокзал, Лиепая
64 lt. Saruno Kiaunes projektavimo studija. Кольцевой навесной маршрут «Зарасайское колесо», Зарасай
70 ru. Транспортная гомеопатия. Интервью с Евгением Герасимовым
75 ru. «Витрувий и сыновья». Торговый центр с паркингом на кровле «Круиз», Санкт-Петербург
78 ee. KOKO arhitektid. Реконструкция ангара для гидросамолетов под Морской музей, Таллин
83 Дискуссия
Ремесленность. «Ингредиенты архитектуры». 12-й Международный симпозиум Алвара Аалто в Ювяскюля
84 Ильва Фрид. Между деталями и целым
87 Рабочий процесс как ремесло. Интервью с Хьетилем Торсеном
89 Конкурсы
90 «Архитектон». От авангарда к эклектике. Интервью с Олегом Романовым
95 Херсонская. Людмила Лихачева. Конкурсный дебют
100 Green Awards: вектор энергоэффективности. Интервью с Евгением Богдановым
103 Лаборатория дизайна
104 fi. k2s. Часовня «Камппи» (Часовня молчания), Хельсинки
108 ru. Вячеслав Гедуев. Новое пространство студии «PROСВЕТ», Санкт-Петербург
112 ee. Muru & Pere. Односемейный дом, окрестности Таллина
115 lv. Бригита Була. Дом Lapinas, Калтене
118 lt. Studija Archispektras. Вилла, окрестности Каунаса
121 Технология и дизайн
134 Каталог