Голландизмы

02 / 13
19-й номер журнала «Проект Балтия» посвящен влиянию голландской школы на практику архитекторов Балтийских стран и Северо-Запада России. С 1990-х Нидерланды становятся архитектурным трендсеттером мирового масштаба, голландские критики Ханс Ибелингс и Барт Лотсма говорят о феномене супермодернизма и Superdutch, таким способом обозначая специфическое «сверхархитектурное» состояние профессии. Главным героем тренда становится Рем Колхас — «суперархитектор» и теоретик, основатель OMA/AMO.

В контексте Года России и Голландии кажется особенно важным, что вдохновение для своих формальных и концептуальных экспериментов Колхас находит в русском авангарде. В 19-м номере «Проекта Балтия», редакция исследует взаимосвязь супермодернизма ОМА и концептуализма АМО с наследием советских архитекторов 1920-х годов и, шире, авангардистской художественной традицией. Специально для «Проекта Балтия» петербургская студия RHIZOME group создала краткий каталог архитектурных приемов Superdutch и проследила их влияние на проекты архитекторов нашего региона.

Визуальной основой номера стали балтийские и российские постройки последних лет, которые интерпретируют нидерландские мотивы — современные «голландизмы». Два нереализованных проекта молодых студий из России и Нидерландов, посвященные Петербургу, иллюстрируют развитие голландского архитектурного концептуализма, своим возникновением также обязанного Рему Колхасу.

Отдельный сегмент журнала — NEXT — посвящен сегодняшнему состоянию архитектуры и дизайна в Нидерландах и тем подходам, которые могут оказать влияние на Балтию и Россию в ближайшем будущем. Тексты Ханса Ибелингса и Ярослава Мисонжникова рассказывают о двух тенденциях, характерных для нынешней голландской действительности, — о социальной ориентации архитектуры, а также о сближении дизайна с актуальным искусством не только в формальном отношении, но и в смысле реализации: серийное производство теряет масштабы и амбиции, важные в ХХ веке, дизайнеры выпускают продукцию ограниченными партиями, а продажи всё больше осуществляются через арт-галереи. Гюс Бёмер, директор недавно образованного в Нидерландах Нового института, в интервью Владимиру Фролову говорит о сближении фигур архитектора и пользователя, а также о роли 3D-принтера в начавшейся «третьей промышленной революции», которая, по словам Бёмера, «будет не только цифровой, но также социальной и экономической».

В то же время голландский архитектор и основатель журналов «Проект Россия», «Проект International» и «Проект Балтия» Барт Голдхорн рассказывает о постоянном взаимопроникновении идей и тенденций в архитектурной и строительной практике Нидерландов и России, констатируя, что и сегодня определенные процессы, происходящие в нашей стране, могут оказаться вполне актуальными на его родине. Что же касается того мощного архитектурного влияния, которое продолжает оказывать Голландия на современную Россию и страны Балтии, то здесь, по мнению Барта Голдхорна, особую роль сыграл характерный для его соотечественников «прагматический идеализм», как нельзя лучше подошедший полному новых возможностей, но экономически необыкновенно жесткому постсоветскому пространству.

Рубрика «Дискуссия» 19-го номера «Проекта Балтия» целиком посвящена растущей роли деревянной архитектуры в странах Балтии и Скандинавии: здесь редакция печатает материалы круглого стола, состоявшегося на фестивале NORDIC WOOD в Москве в марте этого года с участием архитекторов и представителей премий в области деревянного зодчества.

Раздел «Лаборатория дизайна» традиционно включает пять архитектурных объектов малого масштаба из Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и северной столицы России.

Издание осуществлено при поддержке генерального консульства Нидерландов в Санкт-Петербурге.
6 События
25 Голландизмы
26 Уроки Голландии. Уроки России. Интервью с Бартом Голдхорном
30 Редакция + RHIZOME group. Архитектура в спешке: тренды и эффекты голландского влияния
38 RHIZOME group. Голландский базовый. Краткий каталог архитектурных приемов
40 5×3. Балтийские архитекторы о голландской школе
45 Концепт
46 Владимир Фролов. Медиум авангарда
49 ru. RHIZOME group. Проект въездной стелы, Санкт-Петербург
51 ru. CollectiveAmsterdam. «Сделай сам». Проект мультифункционального комплекса, Санкт-Петербург
53 Формы
54 Алексей Левчук. Голландское тренировочное пространство
58 ee. Salto Arhitektid. Балтийская школа кино и медиа (BFM), Таллин
63 lv.SZK. Новый корпус Латвийской академии художеств, Рига
67 lv. MADE arhitekti. Школа музыки и искусств, Салдус
70 ru.Intercolumnium. Бизнес-центр на Морском проспекте, Санкт-Петербург
73 NEXT
74 Ханс Ибелингс. Социальный дизайн
80 Парадоксы инноваций. Интервью с Гюсом Бёмером
85 Ярослав Мисонжников. Голландский дизайн 2010-х: от серийного производства к «арт-коллекции»
88 ru. «Петр I, Амстердам, мятный чай, дизайн и архитектура». Интервью с Савелием Архипенко
91 Дискуссия
92 Круглый стол в Союзе московских архитекторов NORDIC WOOD: Актуальный глоссарий деревянной архитектуры
97 Лаборатория дизайна
98 fi. A-Konsultit и AFKS. Детский сад, Эспоо
104 lv. Jaunromans un Abele. Апартаменты-лофт, Рига
107 ee. Мартин Аунин. Дом «Тяхевялья», Лахемаа
111 lt. Architekturos linija. Односемейный дом, Вильнюс
114 ru. Станислав Браславский. Интерьер ресторана Zig Zag, Санкт-Петербург
117 Технология и дизайн
134 Каталог