Экспо

02 / 15
Второй в 2015 году выпуск журнала «Проект Балтия» посвящен пространствам экспонирования. В трех основных разделах номера читатель может ознакомиться с различными типологиями выставочной архитектуры. Собственно раздел «Экспо» рассказывает о национальных павильонах Всемирной выставки в Милане 2015 года (Россия, Эстония, Литва), а также осуществляет ряд экскурсов в историю вопроса: статья доктора искусствоведения Владимира Аронова (Москва) напоминает о пути, который прошла российская и советская архитектура для всемирных выставок; текст Анны Старостиной (Рига) выявляет значение павильона на Экспо-92 в Севилье, спроектированного латвийской командой, во главе с Юрисом Погой, изначально для СССР, но ставшего павильоном обновленной России; а воспоминания Томаса Грунскиса касаются творческого пути экспериментатора и архитектора-художника Валдаса Озаринскаса (1961−2014), оставившего яркий след в литовском экспозиционном дизайне.

Второй раздел, «Музей», представляет результаты только что завершившегося конкурса на проект Музея Гуггенхайма в Хельсинки — конкурса, ставшего самым крупным по числу участников в истории мировой архитектуры. За вводным эссе Пану Лехтовуори следуют анализ проекта-победителя, проведенный Алексеем Левчуком, и осуществленное Владимиром Фроловым рассмотрение семи других предложений, попавших в шорт-лист. Отдельно опубликован и один из проектов альтернативного конкурса на решение участка и стратегию развития города (The Next Helsinki) — Helsinki Inac Томаша Бороша. В раздел вошли также рецензии на реализованные в Петербурге музейные объекты: Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в здании Главного штаба (арх.: «Студия 44»), Музей-квартиру Иосифа Бродского («Витрувий и сыновья») и экспозицию Музея Фаберже в Шуваловском дворце (BRIZ Studio). Здесь же опубликовано интервью с ведущими эстонскими выставочными архитекторами — бюро KAOS; далее следует материал о самой недавней крупной работе бюро — консервации Кохтлаского шахтерского парка и приспособлении его под туристический центр. Это инфраструктурный объект, фактически превращенный в музей самого себя (музей-без-экспонатов).

Самый короткий раздел тематической секции журнала отведен для мест коммерческой экспозиции; здесь читатель найдет интерьеры бутиков из Вильнюса, Таллина и Петербурга, при ближайшем рассмотрении не столь уж принципиально отличающиеся от музейных интерьеров: по крайней мере, один общий корень у них есть — европейский кабинет редкостей (Wunderkammer). По утверждению британского критика Брайана Хэттона, эти Wunderkammer были близки к сюрреалистским ассамбляжам. Но гораздо важнее другое наблюдение автора центрального эссе выпуска — «Галерея репрезентаций», касающееся уже дня сегодняшнего: по мнению Хэттона, ведущей пространственной типологией современной архитектуры становится то, что он называет словечком «сквозьтерьер», — нечто среднее между ин- и экстерьером. Взглядопроницаемая среда мира, существующего в «режиме экспонирования».

Рубрика «Дискуссия» 25-го номера посвящена вопросам архитектурного образования. Здесь приведена расшифровка круглого стола, организованного «Проектом Балтия» в рамках биеннале «Архитектура Петербурга — 2015». Спикерами дискуссии стали представители Британской высшей школы дизайна в Москве, Института «Стрелка», Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургской академии художеств, а школу МАРШ представил сам ее директор — Евгений Асс.

«Лаборатория дизайна», неизменный вестник достижений в области архитектуры малого масштаба, включает, среди прочего, материал о доме, который создан по проекту знаменитого архитектора Гаэтано Пеше и строительство которого было завершено в этом году под Петербургом.
6 События
25 Экспозиция
26 Брайан Хэттон Галерея Репрезентаций
33 Экспо
34 Владимир Фролов Зеркало
37 Способы зрения и проблемы питания Интервью с Франческо Фрезой
40 ru. SPEECH: павильон России на Экспо-2015, Милан
44 ee. KTA: Gallery of_, павильон Эстонии на Экспо-2015, Милан
48 lt. JAS: Balance, павильон Литвы на Экспо-2015, Милан
56 lv, ru. Латгипрогорстрой. Павильон России на Всемирной выставке в Севилье, 1992
60 lt. Tомас Грунскис Выставка как эксперимент. Литовская архитектура и Валдас Озаринскас
64 fi. Пану Лехтoвуори Маяк подмигивиет Гуггенхайму, но таков ли Хельсинки будущего?
66 fi. Moreau Kusonki Architects «Искусство в городе». Конкурсный проект Музея Гуггенхайма, Хельсинки, 1-я премия
68 fi. Владимир Фролов Они останутся на бумаге Финалисты конкурса на проект музея Гуггенхайма в Хельсинки
70 fi. umbulumbuu. Helsinki Inac. Проект-финалист конкурса The Next Helsinki umbulumbuu.
82 ru. Архитектурная Мастерская Мамошина Проект центра музейных коллекций РЭМ и ГРМ Masterskaya Mamoshina
74 «Студия 44» Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного штаба, Санкт-Петербург
80 Укротить хаос Интервью с Маргит Ауле и Маргит Аргус (KAOS Architects)
84 ee. KAOS Architects Консервация и приспособление Кохтлаского шахтерного парка под туристический центр
88 ru. «Витрувий и сыновья» Реконструкция коммунальной квартиры под музей Иосифа Бродского
92 ru. BRIZ Studio Экспозиция музея Фаберже в Шуваловском дворце, Санкт-Петербург
97 Бутик
98 lt. Каролина Яшинскайте Вспоминая и предчувствуя. Бутики Creme de la Creme, бюро Inblum
102 ru. Plan-S23 PYE Store, Санкт-Петербург
105 Дискуссия
106 Учить думать социально Круглый стол «Проблемы архитектурного образования в России» на биеннале «Архитектура Петербурга" — 2015
113 Лаборатория дизайна
114 ru. Гаэтано Пеше Клубный дом Waves, Медовое
118 fi. Avanto Architects Вилла Луми, Вихти
123 lv. Sintija Vaivade_Arhitekte Загородная вилла «Олени», Курземе, Талсинский район
127 lt. aexn studio Вилла L, Вильнюс
129 ee. KARISMA arhitektid Учебный центр охраны окружающей среды, Тарту
133 Технология и дизайн
150 Каталог