Выпуск № 29 (сдвоенный) посвящен дереву — почти позабытому в XX веке, но вновь набирающему популярность строительному материалу, возврат к которому объясняется прежде всего его экологичностью, возобновляемостью лесного ресурса, а также развитием инновационных технологий домостроения на основе клееного бруса (CLT). Мода на дерево глобальна, и в самых разных городах планеты возникают планы по возведению высотных сооружений на основе упомянутой технологии. Повсеместным стало и применение дерева при создании общественных пространств, на улицах, площадях и набережных, в парках и даже на природе.
Во всемирном деле возрождения деревянной архитектуры есть региональные движущие силы. И среди них одна из самых заметных — финская архитектурная школа и традиция Алвара Аалто. Именно она стала решающей в процессе адаптации дерева к индустриальной цивилизации XX века, но при этом сумела найти способ сохранения природных свойств этого материала, его сущности в составе современных архитектурных и дизайн-объектов. Тема продолжения линии «органического модернизма» в контексте современных форматов репрезентации затронута в статье Владимира Фролова «Дерево после архитектуры». Основная часть журнала сегментирована по типологиям среды, где появляются деревянные объекты. В первом разделе — «Город» — речь идет о возвращении дерева в качестве одного из ведущих материалов при строительстве жилых и общественных зданий; раздел начинает статья Эсы Лааксонена, директора Академии Алвара Аалто, «Лесные обезьяны в стране эскимосов». Далее представлено беспрецедентно крупное общественное здание школы, возведенное по проекту Lukkaroinen Architects в Пудасъярви (Финляндия). Здесь же опубликованы результаты финско-российского воркшопа для молодых архитекторов WOODBLOCK, организованного журналом «Проект Балтия» при поддержке генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге и КГА. Куратором воркшопа выступил финский архитектор Пекка Хелин (глава Helin & Co). В интервью преподавателя воркшопа Лизы Войгтлендер (Технологический университет Тампере, бюро GEOMETRIA Architecture) речь идет о вызовах новых технологий (параметризм) и перспективах уплотнения городской ткани с помощью деревянных интервенций. В этом же разделе опубликовано еще одно интервью — с петербуржцем Никитой Явейном, чье бюро «Студия 44» занято последовательными поисками национальной идентичности и нового языка городской деревянной архитектуры.
Другой раздел — «Загород» — отдает дань развитому в Балтийском регионе деревянному коттеджному зодчеству, однако в центре внимания оказывается типология архаизированной «виллы-амбара», которая превратилась в один из распространенных «мемов» в архитектуре Балтийских стран, Финляндии и России. Анализу феномена посвящена вводная статья Кирила Асса «Декоративное достоинство».
Третий сегмент тематической части включает в себя три визуальных истории о средовых экспериментальных работах молодых архитекторов в 2016 году: фестивали «Древолюция» в Петербурге и EASA в Ниде, а также воркшоп под руководством Сами Ринтала, прошедший в Эстонии. Завершается раздел рассуждением ландшафтного архитектора Надежды Керимовой о роли живых деревьев в контексте современного города в Балтийско-Скандинавском регионе.
Рубрика «Дискуссия» на этот раз отдана двум текстам о наследии деревянной архитектуры: интервью с историком Михаилом Мильчиком посвящено проблемам утраты, сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества, а исследование Карла-Дага Лиге описывает феномен деревянного модернизма, развивавшийся в межвоенный период в Эстонии.
«Лаборатория дизайна» тоже соответствует тематике выпуска и рассказывает исключительно о деревянных малоэтажных объектах пяти стран региона (студии OOPEAA (Финляндия), «ХВОЯ» (Россия), Arches (Литва), Sintija Vaivade_arhitekte (Латвия), HGA (Эстония)).
Выпуск приурочен к празднованию 100-летия независимости Финляндии.
6 События
25 Дерево
26 Владимир Фролов. Дерево после архитектуры
32 Ксения Малич. Функция, миф, ремесло. О дереве в финской архитектуре XX века
35 fi. Ярослав Мисонжников. Век дерева в финском дизайне
38 Алексей Левчук. Царство растений
39 Город
40 Эса Лааксонен. Лесные обезьяны из страны эскимосов
44 fi. Lukkaroinen Architects. Школьный кампус, Пудасъярви
49 lv. SAALS. Реконструкция средней школы, Малта
55 fi. Helin & Co. Аудитория штаб-квартиры Metsa Group, Тапиола
58 ee. KUU Arhitektid. Жилой дом, Таллин
62 ru. Дерево. Новая идентичность. Интервью с Никитой Явейном
66 ru. WOODBLOCK (финско-российский воркшоп). Два проекта для Кронштадта
73 fi. Баланс дерева. Интервью с Лизой Войгтлендер
79 Загород
80 Кирил Асс. Декоративное достоинство
83 fi. MNy Arkitekter. Вилла
Akerudden, Хельсинки
87 lv. NRJA. Жилой комплекс 8 BLACKS, Курземе
92 it. Archispektras. Вилла в песчаных дюнах, Папе
97 ru. Николай Малинин: «Вода должна точить камень, а дерево — железобетон»
101 Среда
102 ru. Николай Белоусов: «Архитектура своими руками» (фестиваль «Древолюция-2016»)
109 lt. Юстинас Якштонис. Нида: заметное обновление
(фестиваль EASA 2016)
113 ee. Укрытие, очаг и сауна Veetee («Путь воды»), Соомаа
116 Надежда Керимова. Нужны ли городу деревья?
119 Дискуссия
120 Михаил Мильчик: «Гибель деревянной архитектуры в России — национальная трагедия»
126 Карл-Даг Лиге. Модернизм, дерево и эстонская архитектура 1930-х
131 Конкурсы
ru.«Бульвар науки»: общероссийский конкурс для молодых архитекторов, Гатчина, Ленинградская область
137 Лаборатория дизайна
Архитектурные объекты малого масштаба студий AOA, «ХВОЯ», Sintija Vaivade_Arhitekte, Arches, HGA
166 Технология и дизайн
174 Каталог