Будущее

02 / 17 – 03 / 17
30-й номер журнала «Проект Балтия», отмечающего в этом году свое 10-летие, повествует о будущем. Открывает номер критический анализ Таллинской архитектурной биеннале, чью тему куратор Клаудия Паскеро из лондонской школы Бартлетт сформулировала как bioTallinn. Биотехнологическая идея TAB 2017 лежит в русле ви́дения грядущей архитектуры как продукта постантропоцена, то есть эры, когда человек перестанет быть мерой всех вещей и уравняется с другими организмами. Британский же критик и историк архитектуры Брайан Хэттон, автор главного эссе выпуска, напротив, уверен, что будущее невозможно без повторений. Он указывает на то, что все новаторы XX века так или иначе апеллировали к образам прошлого, а от футуризма, воспевавшего эстетику машин, до бескомпромиссного традиционализма диктатур культура переходила с удивительной скоростью. Взгляд Брайана Хэттона точно схватывает характер художественных явлений в архитектуре (особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает трактовка работ Якова Чернихова), рассматривая их в широком культурном контексте. Статья изобилует цитатами из литературной классики ушедшего века: Николая Бердяева, Уистена Одена, Сэмюэла Беккета, а само название текста — «Построй это еще раз, Сэм» — отсылает к культовому кино «Касабланка», где герой просит пианиста повторить мелодию, напоминающую ему о любви: «Play it again, Sam!» «Здания суть произведения исполнительского искусства», — к такому выводу приходит Брайан Хэттон.

Значительная часть выпуска — раздел «Новая норма» — знакомит читателя с неопрогрессистскими тенденциями в современной архитектуре, понимаемой как часть урбанистического дискурса. Солирует на этих страницах голландский футуролог Эдвин Гарднер из бюро Monnik: его доклад посвящен утопической модели технологического и социально устойчивого будущего. Еще два интервью раздела связаны с влиянием голландской школы, сохраняющей передовые позиции в современной архитектуре: Елена Миронова (ИТР) рассказывает о методах реконструкции и перепрофилирования исторических зданий в Нидерландах, а директор петербургского офиса роттердамского бюро MLA+ Яна Голубева анализирует преимущества планировочных подходов голландцев. Здесь же даны примеры рекреационной архитектуры (открытый бассейн Allas в Хельсинки, концертный павильон в Латвии), реконструкции промышленных объектов из региона, в частности — объектов таллинского квартала Ротерманни и петербургской Новой Голландии, а также ансамбль бизнес-центра «Невская Ратуша», возникший на месте промзоны в северной столице России.

Второй сегмент тематической части — «Альтернативы» — содержит проекты, которые можно отнести к области визионерской («бумажной») архитектуры. Сюда вошли интервью с собственно «бумажниками» — петербуржцем (живущим в Москве) Михаилом Филипповым и таллинцем Виленом Кюннапу, трансгуманистический манифест и проект города для людей, обретших крылья, Алексея Левчука, а также неофутуристический проект Степана Липгарта и неоситуационистский — Линаса Тулейкиса и соавторов.

Рубрика «Дискуссия» в 30-м выпуске имеет прямое отношение к тематической части: здесь впервые на русском языке помещен в определенном смысле пророческий фельетон Адольфа Лооса «О бедном богатом человеке» (1900); за ним следует расшифровка Второго диспута Диогена — «Человек будущего», в ходе которого петербургские интеллектуалы обрисовали условия наступающей технологической эры и подвергли критике фигуру хипстера как образцового жителя капиталистического мегаполиса, подчеркнув, что эта фигура не в состоянии заслонить возникающую на горизонте тень иррационального и дикого — некоего условного «грузовика», врезающегося в толпу добропорядочных горожан.

В разделе «Конкурсы» представлен критический обзор vision competition Таллинской биеннале («Реметаболизация Пальяссааре»), конкурса «Петербургский стиль XXI века» и проведенного «Проектом Балтия» молодежного конкурса «Прибрежный квартал. Код леса».

«Лаборатория дизайна» демонстрирует неизменную галерею из пяти небольших архитектурных объектов: на этот раз представлены работы бюро ALA, Kadarik Tüür Arhitektid, NRJA, DO ARCHITECTS, а также Федора Опарина и Ильи Кулика.
6 События
25 Будущее
26 Брайан Хэттон. Будущее: построй это еще раз, Сэм
33 Ангелина Давыдова. Устойчивость и проблема непредсказуемости
37 Новая норма
38 Эдвин Гарднер. Каким станет город будущего?
46 fi. Uusi Kaupunki. Проект Lahio vuonna 2100 («Соседство 2100 года»)
49 fi. Huttunen-Lipasti-Pakkanen Architects. Морской бассейн Allas, Хельсинки
53 lv. DJA. Концертный павильон под открытым небом, поймы рек Двиете и Буртниеки
56 «Из прошлого в будущее». Елена Миронова о голландском методе сохранения наследия
60 ru. Ludi Architects. «Бутылка». Реставрация и приспособление здания тюрьмы, Новая Голландия, Санкт-Петербург
65 ru. «Евгений Герасимов и партнеры», SPEECH. Комплекс «Невская Ратуша», Санкт-Петербург
70 ee. KOKO. Реновация зернохранилища в квартале Ротерманни, Таллин
75 ru. Анастасия Лаптёнок. Интервью с Яной Голубевой, MLA+, Санкт-Петербург
79 Альтернативы
80 ee. «На Земле наступит золотой век». Интервью с Виленом Кюннапу
84 Степан Липгарт. Скрябину. Op. 71, № 1
89 Алексей Левчук. Настоящая современная архитектура
91 ru. Алексей Левчук. Постлюди на постдеревьях. Проект трансгуманистического города
94 Петербург как образ будущего. Интервью с Михаилом Филипповым
102 lt. Линас Тулейкис, Кястутис Вайкшнорас, Паулюс Вайтекунас. Проект Optimisto namas
105 Дискуссия
106 Адольф Лоос. О бедном богатом человеке
109 Человек burned out. Второй Диспут Диогена: «Житель будущего»
113 Конкурсы
114 ee. «Реметаболизация Пальяссааре». Конкурс коцепций Таллинской архитектурной биеннале — 2017
120 ru. Данил Овчаренко. «Призрак ансамбля. Итоги конкурса «Петербургский стиль XXI века»
126 ru. Марина Никифорова. «Код леса»: как построить добрососедство
131 Лаборатория дизайна
Архитектурные объекты малого масштаба студий ALA, Kadarik Tuur Arhitektid, Федора Опарина и Ильи Кулика, NRJA, DO ARCHITECTS
151 Технология и дизайн
166 Каталог