Школа

04 / 17 – 01 / 18
31-й выпуск журнала «Проект Балтия» снова привлекает внимание читателей к теме пространств для образования. В 2009 году вышел в свет номер под названием space.edu, в котором речь шла о появлении своего рода «образовательного расширения» у архитектурных сооружений самого разного общественного назначения. Спустя девять лет внимание к учебной функции лишь окрепло: на страницах свежего «Проекта Балтия» вы найдете не только здания школ и университетов, но и офисы, чьи дизайнеры придают немалое значение различным тренингам сотрудников, что отражается на планировке и оформлении пространств.

Теоретические и критические тексты Сергея Ситара, Владимира Фролова, Ксении Литвиненко и Марины Никифоровой прослеживают трансформацию образовательной среды под влиянием форматов эдьютейнмента, а также под воздействием «духа времени», который Сергей Ситар описывает через понятие коммуникативизм. «Коммуникативизмом я называю преобладающую на сегодняшнем этапе онтологическую установку, подразумевающую, что всё, то есть реальность в самом общем смысле, есть, в сущности, информация (или, как кратко выразился Джон Уилер, it from bit)», — пишет критик, и продолжает: «Сторонники информационной онтологии полагают, что они уже успешно переселились из тленного мира в платоновский „мир идей“. На деле же перед нами зачастую только углубление или, так сказать, „удвоение“ платоновской Пещеры: тени на стене Пещеры соорудили собственный „театр теней“ — и запустилось бесконечное производство теней второго, третьего порядка и т. д. Я полагаю, это продолжится до тех пор, пока в сфере образования не произойдет достаточно радикальный парадигматический сдвиг». Предчувствие подобного сдвига пока что остается предчувствием, и представляемые на страницах журнала объекты скорее свидетельствуют о накоплении некой критической массы образовательных проектов; не случайно ведущей типологией для высшего образования становится кампус — здесь происходит в первую очередь именно коммуникация, оказывающаяся, по сути, важнее процессов обучения в привычном понимании. Тенденцию иллюстрируют кампусы Университета Аалто в Отаниеми (реконструкция корпуса Dipoli знаменитой четы Пиетиля, проведенная бюро ALA), ВШМ в Михайловке («Студия 44»), «Арена» в Тампере (LSV).

Собственно типология школьных зданий показана на примерах построек финского бюро Playa, литовского G. Natkevičius ir partneriai, латвийского 8 A.M. Эссе Грегора Таула затрагивает отдельную важную тему — стратегию по внедрению объектов современного искусства в общеобразовательные учреждения на примере школ и училищ в Эстонии.

Редакция уделила внимание и профессиональному образованию; в фокусе — три школы: факультет архитектуры Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса, частная Высшая школа бизнеса, искусств и технологий RISEBA в Риге и молодая детская студия «Общество юных архитекторов» в Петербурге.

Раздел «Дискуссия» предлагает иной подход к теме, рассматривая феномен локальных архитектурных школ городов региона: архитектурные критики Лютаурас Некрошюс, Анни Вартола, Трийн Ояри, Артис Звиргздиньш, Данил Овчаренко и Александр Попадин рассуждают соответственно о наличии и состоянии вильнюсской, хельсинкской, таллинской, рижской, петербургской и калининградской зодческих школ.

«Лаборатория дизайна», как всегда, знакомит читателей с пятью небольшими архитектурными объектами: на этот раз редакция представила работы бюро K2S, Salto, Drozdov & Partners, A.I.D.E. и Processoffice.
6 События
25 Школа
26 Сергей Ситар, Владимир Фролов. Эстетическая ординация
35 Во-первых — учиться
36 Илья Филимонов. Школа в постмикрорайоне
38 Playa. Детский сад и школа Aurinkokivi, Вантаа
42 G. Natkevicius ir partneriai. Школа имени Королевы Морты, Каунас
46 8 A.M. Международная школа Exupery, Пиньки
52 Грегор Таул. «Однопроцентное искусство»
55 во-вторых — учиться
56 Марина Никифорова. Место кампуса
58 ALA. Реконструкция корпуса Dipoli, Университет Аалто, Отаниеми, Эспоо
64 «Студия 44». Загородный кампус Высшей школы менеджмента СПбГУ
71 LSV. Корпус «Арена» Технологического университета Тампере
75 b210 + Komissarov Arhitektuur. Здание лабораторий и опытового бассейна для буксировочных испытаний Центра изучения маломерных судов при Курессаареском колледже
79 и в третьих — учиться…
80 Марина Никифорова. Библиотеки для вольпертингеров
84 Ксения Литвиненко. Отчуждение [О современных офисах]
86 Helin & Co. Головной офис ИТ-компании Tieto, Эспоо
89 Архитектурное образование
90 Лютаурас Некрошюс. Совместная жизнь и совместное творчество: как этому научиться
92 Янис Дрипе: «Наша цель — сформировать социально ответственных людей»
96 Общество будущего. Интервью с Александрой Епешиной Society of the future
99 Дискуссия
100 Лютаурас Некрошюс, Трийн Ояри, Артис Звиргздиньш, Анни Вартола, Данил Овчаренко, Александр Попадин о локальных архитектурных школах Вильнюса, Таллина, Риги, Хельсинки, Санкт-Петербурга и Калининграда
113 Конкурсы
114 «Cимметричные кварталы»: Минск — Санкт-Петербург
119 «Долина парк»: общероссийский конкурс для молодых архитекторов, Санкт-Петербург
125 «Оттепель»: воркшоп, Санкт-Петербург
131 Лаборатория дизайна
Архитектурные объекты малого масштаба студий K2S, Salto, Drozdov & Partners, A.I.D.E., Processoffice
151 Технология и дизайн
166 Каталог