32-й выпуск журнала «Проект Балтия» рассказывает о двух функциях, тесно связанных между собой и знаковых для современного общества: речь идет о спорте и отдыхе. Поводом к выбору темы стал прошедший в 2018 году в России чемпионат мира по футболу, в рамках подготовки к которому в городе были возведены крупные объекты, в первую очередь стадион «Санкт-Петербург» Кисё Курокавы, а также существенно улучшена транспортная инфраструктура города на Неве. По мысли архитектора-неоклассика Максима Атаянца, чье интервью вы прочитаете на страницах издания, «любое зрелищное спортивное сооружение есть инструмент самопоказа и саморефлексии общества». Знаток античного зодчества прослеживает, как менялись роль и образ спортивных объектов на протяжении истории: в Греции, Риме, Византии, а затем и в Новое время — вплоть до наших дней, когда, по его словам, «из-за появления множества типов новых конструкций стадионы приобрели футуристический вид, образы построек пытаются отрицать силу тяжести», «становясь похожими на космический корабль, присевший на поляну, который может в любой момент сняться с места и перелететь». В тексте Марины Никифоровой спорт получает дополнительное смысловое расширение, становясь свойством самóй сегодняшней архитектуры: лишь достижение все больших количественных показателей (высотность, плотность заселения) служит гарантией успешности того или иного проекта.
Однако не менее, а на самом деле более важным для современного города становится тема отдыха — особого рода времяпрепровождения, сочетающего в себе множество пассивных и активных элементов. Досуг в ситуации посттрудового общества мыслится не столько как нечто противоположное собственно труду, сколько как некое социальное действие, где массы (или, пользуясь термином Паоло Вирно, «множества») участвуют в посткапиталистическом производстве, где используется их креативный потенциал. Есть и обратный процесс, в результате которого «граница между рабочим и свободным временем стерлась. То, что ранее считалось важным для отдыха, то есть интересы, эмоции, креативность, — все это стало атрибутами рабочего времени, ресурсами, используемыми капиталом для производства, что, собственно, и стирает упомянутую границу», — утверждает Паоло Вирно в интервью «Проекту Балтия».
Введением в тему рекреационной архитектуры служит перевод главы книги Анри Лефевра «К архитектуре наслаждения», впервые опубликованный в нашем издании. Еще в 1970-х годах французский философ писал об определяющем значении досуга для общества будущего, уделив внимание различным типам сооружений в разные эпохи, наилучшим образом, по его мнению, соответствующих этой функции. На первом месте в списке Лефевра — римские термы. Сегодняшний бум строительства саун, спа и тому подобных объектов был бы, вероятно, оценен философом как прогрессивное развитие типологии.
Впрочем, основной составляющей раздела «Отдых» оказались иные сооружения, а именно — музеи, ставшие в 2018 году наиболее заметными событиями архитектурной жизни региона. Вильнюсский музей МО, построенный Даниэлем Либескиндом, и хельсинкский Amos Rex, возведенный по проекту JKMM, представляют собой примеры сложных и зрелищных сооружений — одновременно аттракционов и аттракторов для горожан и туристов, стремящихся провести досуг в формате edutainment.
Раздел «Дискуссия» проблематизирует тему подлинности и содержит эссе историка Владимира Седова, рассуждающего о трагической утрате для русской и мировой архитектуры — деревянной церкви Успения в Кондопоге XVII века, а также расшифровку третьего Диспута Диогена «Невозможная подлинность» с участием Сергея Ситара, Алексея Левчука, Михаила Мильчика, Оксаны Саркисян и Аллы Митрофановой.
«Лаборатория дизайна» в очередной раз представляет пять небольших архитектурных объектов из стран региона. В данном случае редакция выбрала работы бюро OOPEAA (Финляндия), «ХВОЯ» (Россия), SIA Nams (Латвия), INBLUM (Литва) и результат сотрудничества Тыниса Арьюса и UNStudio (Эстония).
6 События
25 Спорт и отдых
26 Город общих мест. Интервью с Паоло Вирно
30 Античный театр спорта. Интервью с Максимом Атаянцем
37 Спорт
38 Марина Никифорова. Природа архитектурного спорта
42 ru. Микрорайонный сад и эффект мундиаля. Интервью с Владимиром Григорьевым
45 ru. Маргарита Арсеньева. Транспорт налаживается: что оставил Петербургу чемпионат мира по футболу — 2018
46 ru. Kurokawa architect & associates (Токио), Моспроект-4 (Москва), КБ ВиПС (Санкт-Петербург). Стадион «Санкт-Петербург»
52 ru. Дмитрий Козлов. «Крыша станет главное»
56 lt. Даля Трашкинайте. Две столицы литовского спорта
60 lv. Лиене Мацкус. Детская площадка «Лабиринт», Рига
62 ee. Kadarik Tuur Arhitektid. Спортивный комплекс на улице Сыле
67 Отдых
68 Анри Лефевр. Архитектура (глава из книги «К архитектуре наслаждения»)
76 fi. Studio Puisto. Зона отдыха, Ниеменхарью
80 ru. RHIZOME. Загородный отель «Точка на карте», Приозерск
84 ru. «Земцов, Кондиайн и партнеры». ТКК «Новая сцена Александринского театра», Санкт-Петербург
89 lt. Studio Libeskind + DO ARCHITECTS. Музей современного искусства МО, Вильнюс
94 fi. JKMM Architects. Музей Amos Rex, Хельсинки
102 ch. Аустрис Майлитис. Театр шаолиньских летающих монахов, Хенань
105 Дискуссия
106 Владимир Седов. Размышления о церкви Успения в Кондопоге
108 Монета подлинности. Третий Диспут Диогена. Участники: Сергей Ситар, Михаил Мильчик, Алла Митрофанова, Оксана Саркисян и Алексей Левчук
113 Конкурсы
114 ru. «Парковая линия», Санкт-Петербург
120 ru. «Северная долина — будущее Выборгского района», Санкт-Петербург
126 ru. «АРТ-КОМПЛЕКС», Санкт-Петербург
131 Лаборатория дизайна
Архитектурные объекты малого масштаба студий INBLUM, OOPEAA, «ХВОЯ», Тыниса Арьюса и UNStudio, SIA Nams
151 Технология и дизайн
166 Каталог