33-й выпуск журнала «Проект Балтия» говорит об архитектурном ансамбле. Тема имеет особое значение для Петербурга, где ансамблевая градостроительная традиция оставалась ведущей вплоть до постсоветского периода. Редакция задалась вопросом, как классическая идея гармонического и иерархического пространства проявляется сегодня в застройке города на Неве, и пришла к выводу, что подобные примеры весьма лоскутны и маломасштабны. Основной же объем строительства очевидно подчиняется иным формообразовательным законам, о чем рассуждает в своем эссе теоретик Евгений Лобанов, развивающий концепцию «мусорного пространства» Рема Колхаса.
Другой программный текст — главного редактора «Проекта Балтия» Владимира Фролова — раскрывает феномен суперэклектики (термин Фролова) как стиля эпохи. Автор касается рудиментов ансамблевого подхода, но в еще большей степени сосредотачивается на анализе самой методологии современного проектирования, вооруженного новейшими цифровыми технологиями и свободно воспроизводящего любые формы прошлого (в том числе и недавнего). Принцип работы суперэклектики показан на примере недавних петербургских построек: к ним относятся «Русский дом» Евгения Герасимова и «Мендельсон» бюро «ИНТЕРКОЛУМНИУМ». Здесь же — вильнюсский отель Pacai (бюро Forma) и рижский ЖК «Яблони счастья» (Kkubā) — своеобразные суперэклектические экзерсисы, где старое и новое переплетены, дабы создать гибридный объект, подчиненный новой, коммерческой функции.
Не менее, чем суперэклектика, но все более распространенным методом работы с пространством, который пришел на смену ансамблевому подходу, стал ландшафтный урбанизм. Раздел журнала, раскрывающий характер направления (идущего часто рука об руку с первым), познакомит читателя с историей создания квартала Ротерманни в Таллине, откроет картину строительства района Яткясаари в Хельсинки, заставит задуматься о роли Центральной библиотеки Хельсинки (бюро ALA) — завершающего элемента многостильного ансамбля залива Тёёлёнлахти, одного из ключевых сюжетов пространственного развития финской столицы. Наконец, сюда же помещен хит петербургского сезона-2019 — общественно-деловое пространство «Севкабель Порт» — пример конверсии заводской территории, осуществленный петербургским бюро «ХВОЯ».
Впрочем, уяснить суть сегодняшних «ансамблей», того типа объединения пространств и объемов, что вдохновляет нас в городах XXI века, было бы сложно без обращения к эссе Юхани Палласмаа, посвященного атмосферам, а также роли эмоционального и периферийного восприятия в архитектурном опыте. С текстом финского теоретика в каком-то смысле полемизирует интервью с доктором искусствоведения Владимиром Лисовским из Петербурга, в ходе которого профессор Академии художеств противопоставляет идее классического ансамбля феномен комплекса, частного вида ансамбля, лишенного, однако, стремления к художественной выразительности и целостности. По мнению Лисовского, сегодняшний девелопмент порождает в лучшем случае комплексы, а в худшем — «архитектурную абракадабру».
Раздел «Конкурсы» 33-го выпуска включает в себя отчеты о проведенных «Проектом Балтия» архитектурных состязаниях «Мобильный обелиск» (приурочено к новому, организованному тем же изданием ежегодному фестивалю «Мир архитектуры и дизайна») и «Горизонт» (на проект реконструкции кровли для корпуса Б общественно-делового пространства «Севкабель Порт»), а также о конкурсе «Санкт-петербургские фасады», инициированном Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.
«Лаборатория дизайна» рассказывает об архитектурных работах малого масштаба в странах региона. Представлены работы бюро Avanto Architects (Финляндия), «АРХАТАКА» (Россия), Тотана Кузембаева (в Латвии), Aketuri Architektai (Литва) и KAOS Arhitektid (Эстония).
6 События
25 Ансамбль
26 Юхани Палласмаа. Пространство, место и атмосфера: эмоциональное и периферийное восприятие в архитектурном опыте
32 От ансамбля к абракадабре. Интервью с Владимиром Лисовским
39 Суперэклектика
40 Владимир Фролов. Пределы суперэклектики
46 ru. «Евгений Герасимов и партнеры». Жилой комплекс «Русский дом», Санкт-Петербург
52 lt. Forma. Отель Pacai, Вильнюс
59 lv. Kkuba. Жилой комплекс Laimes abeles («Яблони счастья»), Рига
63 ru. INTERCOLUMNIUM. Жилой комплекс «Мендельсон», Санкт-Петербург
69 Ландшафтный урбанизм
70 Капитуляция архитектуры. V Диспут Диогена: «Принцип ландшафтного урбанизма»
76 fi. Елизавета Паркконен. Яткясаари: придаток или органическая часть города?
80 ee. Карин Паулус. Наследие шляпника Ротерманна в лапках мартовского зайца
86 fi. ALA Architects. Oodi, хельсинкская центральная библиотека
96 ee. KUU arhitektid. Новое здание Эстонской академии художеств, Таллин
102 ru. «ХВОЯ». Общественно-деловое пространство «Севкабель Порт»
109 Дискуссия
110 Владимир Аврутин. 10 лет по правилам
114 Евгений Лобанов. Озерки. К проблеме ансамбля
121 Конкурсы
122 ru. Данил Овчаренко. В поисках петербургского фасада
126 ru. Марина Никифорова. Поплавок. Монументально-декоративный
130 ru. Марина Никифорова. Мощный, но легкий. Итоги архитектурного конкурса «Горизонт»
139 Лаборатория дизайна
Архитектурные объекты малого масштаба студий Avanto Architects, KAOS Arhitektid, Aketuri Architektai, Тотана Кузембаева, бюро «АРХАТАКА»
161 Технология и дизайн
174 Каталог