Кирпич

02–04 / 21 – 01 / 22
Когда задумывался 37-й выпуск, многие полагали, что мир вернется хотя бы отчасти в свое «допандемийное» состояние. Другие сомневались в подобном исходе, но мало кто предвидел, что трансграничное сотрудничество между Востоком и Западом будет прервано чем-то пожестче, нежели Карибский кризис. В сложившейся ситуации редакция «Проекта Балтия» приняла решение завершить и напечатать начатый номер, а затем приостановить работу над периодическим изданием. Его региональный международный формат сегодня фактически нереализуем, и даже этот, завершающий выпуск не похож на все предыдущие. Его английская версия отделилась от русской и существует только в PDF-версии (projectbaltia.com/en).

Темой номера стал кирпич — древний строительный материал, сегодня вновь оказавшийся востребованным по всему миру. Об этом свидетельствуют многочисленные премии за кирпичную архитектуру (в частности, и наш ежегодный общероссийский Кирпичный конкурс, с. 170). Анализу упомянутых премий, а также цветовому аспекту «красного камня» посвящена статья главного редактора журнала Владимира Фролова (с. 34). Доктор искусствоведения Александр Степанов, в свою очередь, предлагает читателям задуматься о «смыслопорождающей силе» слов, обозначающих рассматриваемый материал в русском, греческом и английском языках (с. 29), а кандидат архитектуры Данил Овчаренко — углубиться в историю применения кирпича от древности до наших дней (с. 31). Автор приходит к выводу, что сегодняшние фасады вовсе не говорят о возрождении кирпичного стиля в его изначальном понимании. Сегодня речь идет в подавляющем большинстве случаев лишь о декоративной облицовке — довольно тонкой кирпичной «накидке» на остающуюся бетонной структуру.

Финский и латвийский критики Тарья Нурми и Артис Звиргздиньш вторят российскому, указывая на тот же «театральный» эффект. Тем не менее в первом материале номера — интервью с корифеем мировой теории архитектуры Кеннетом Фремптоном (с. 26) — возвращение кирпича представлено как шаг в сторону критического регионализма, направления, давно пропагандируемого американским профессором и особенно важного для концепции «Проекта Балтия». В публикуемой переписке с Владимиром Фроловым Фремптон уточняет понятие критического регионализма, говоря о нем не как о стиле, но как о «модусе взгляда или самоосознанной манифестации сопротивления локальной культуры». Сопротивления чему? «Редукционистскому абсурду» современной архитектуры.

Проекты и постройки, представленные в журнале, поделены на два блока: «Домостроительство» и «Реконструкция», однако деление это весьма условно, так как многие новые сооружения, включенные в первый раздел, появляются на месте снесенных фабрик и заводов, а объекты во втором — зачастую становятся вполне самостоятельными, претендуя на по меньшей мере равноценное значение по сравнению с изначальными, существовавшими ранее на участке. Все это свидетельствует об образовании некоей новой урбанистической трактовки градостроения, коренящегося в особом понимании пространства, основанном на феномене пустоты — лофта (с. 34, 129).

С другой стороны, здесь можно говорить и о критической реконструкции, которая концептуально продолжает линию размышлений Фремптона. Об этом — на примере «города К.», родного для него Калининграда, — подробно рассказывает на страницах издания культуролог и организатор архитектурных конкурсов Александр Попадин (с. 142).

В номере представлены кирпичные постройки таких бюро, как Lahdelma & Mahlamäki, K2S, Rudanko + Kankkunen, Tommila Architects, PART Architects, Arhitekt Must, Sudraba Architects, KAOS Arhitektid, «Студия 44», «Б2», ГК МПИ + TOBE architects, «Тектоника», ludi_architects, Serious Project, Zukauskas Architects, а также студий Артема Никифорова, Донатаса Ракаускаса и др.

Рубрика «Дискуссия» заключительного выпуска «Проекта Балтия» посвящена теме смерти. Богословский и философский ключ к пониманию сложных взаимоотношений смерти и архитектуры дан в статье Степана Ванеяна (с. 150), эзотерический — в тексте Вилена Кюннапу (с. 154), образный — в проекте «Храма отходов» KTA (с. 162). Кирпич возникает и здесь, являя собой плоть бруталистского советского зодчества: об этом на примере морга на Детской улице в Петербурге рассуждает Андрей Ларионов (с. 159). Однако где смерть, там и рождение. Замыкает рубрику интервью с Леонардом Лапиным, недавно ушедшим от нас таллинским мастером «бумажной архитектуры», данное нашему московскому коллеге Анатолию Белову в 2003 году и ранее не публиковавшееся. Лапин делится своим теоретическим ви́дением искусства — как возникновения «идеи из пустоты»…

В разделе «Конкурсы» продемонстрированы результаты Второго общероссийского кирпичного конкурса, итоги воркшопа «AAG. Архитектурная мастерская Мендельсона» и форсайта «Среда стрелки: научный квартал».

37-м номером завершается 15-летний этап работы журнала «Проект Балтия», однако деятельность издательского дома «Балтикум» продолжится. Следите за нашими проектами в соцсетях и на сайте projectbaltia.com.

Кроме того, рекомендуем посетить уникальную в своем роде архитектурную фотогалерею «Точка», курируемую Владимиром Фроловым, в Библиотеке и арт-резиденции ШКАФ в Петербурге: gallerytochka.ru.
4 События
25 Кирпич
26 Критический регионализм против разрушительного абсурда. Интервью с Кеннетом Фремптоном
29 Александр Степанов. Смыслопорождающая сила кирпича
31 Данил Овчаренко. Краткая история кирпича
34 Владимир Фролов. «Имя мне — красный». Кирпич и его цвет в современной архитектуре
41 Домостроительство
42 Тарья Нурми. Кирпичный бум
44 Lahdelma & Mahlamaki. Офисное здание KYMP, Хельсинки
48 K2S. Церковь, Юливиеска
52 Rudanko + Kankkunen. Школа «Сипоонлахти», Сипоо
56 Тепло натуральной глины. Интервью с Маргит Мутсо
58 Arhitekt Must. Центр здоровья, Суури-Яани
62 PART Architects. Туннели и пешеходный мост, Тарту
66 Евгений Новосадюк. Витрувий в кирпиче
68 «Студия 44». Жилые дома «Патио» и «Курдонёр», Псков
70 «Петербург — кирпичное место». Интервью с Михаилом Мамошиным
74 «Тектоника». Храм Георгия Победоносца, Ленинградская область
76 ГК МПИ, TOBE Architects. ЖК «Ботаника», Санкт-Петербург
82 Zukauskas Architects. Лофт-квартал Docklands, Санкт-Петербург
85 «Б2». Торговый комплекс «Максидом», Санкт-Петербург
88 Semren & Mansson: холистическая архитектура. Интервью с Магнусом Монссоном и Марией Броман
91 Татьяна Бровкина. Кирпич: замешенный на инстинктах и технологиях
94 Architekturos linija. Квартал в районе Паупис, Вильнюс
98 Донатас Ракаускас. ЖК «Эгле», Паланга
102 Артис Звиргздиньш. Современная кирпичная архитектура в Латвии
107 Реконструкция
108 Кирпичное наследие Петербурга: между Сциллой и Харибдой. Интервью с Маргаритой Штиглиц
111 «Григорьев и партнеры». ЖК «Четыре горизонта» и «Дом на излучине Невы», Санкт-Петербург
114 Артем Никифоров. БЦ «Депо № 1», Санкт-Петербург
120 ludi_architects. Реконструкция корпуса «Дом 12» в Новой Голландии, Санкт-Петербург
124 Serious Project. Библиотека и арт-резиденция ШКАФ, Санкт-Петербург
129 Tommila Architects. Soiva, здание поп- и джазовой консерватории и университета «Метрополия», Хельсинки
134 Sudraba Architects. Культурный центр «Платформа Ханза», Рига
138 KAOS Arhitektid. Парк-отель Viljandi, Вильянди
141 Город К.
142 Город К. Интервью с Александром Попадиным
149 Дискуссия
150 «Архитектура и смерть». Степан Ванеян. Архитектура — смерти, и смерть — архитектуре: архитектоническое тело между Логосом и Танатосом
154 Вилен Кюннапу. Эмоциональная смерть и мандала
156 Валерия Толкачёва. Смерть в большом городе
159 Андрей Ларионов. Брутализм и смерть. Морг на Детской улице
162 KTA. Храм отходов
167 Рождение из пустоты. Интервью с Леонардом Лапиным
169 Конкурсы
170 Екатерина Липгарт. Поэзия кирпича. Итоги второго общероссийского Кирпичного конкурса
179 Екатарина Липгарт. «Красная нить» и «Урбанлес». Результаты воркшопа «АAG. Архитектурная мастерская Мендельсона»
185 Екатерина Липгарт, Дарья Бывших. Soft power российской науки. Результаты форсайта «Среда стрелки: научный квартал»
188 Илья Мукосей: послесловие консультанта
189 Технология и дизайн
190 Кирпичный век декора. Интервью с Юрием Хитровым
194 Главный архитектор «Зодчества». Интервью с Алексеем Комовым
196 Мария Фадеева. 30 лет офисного дизайна в зеркале ABD architects
199 Александр Великодный. КНАУФ: работа с кирпичом
202 Елена Маслова. Благоустройство: ваш прогноз качества
204 Можно ли потрогать свет? Лаборатория световых экспериментов от aledo
206 Каталог